РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой на пленарном заседании Совета Федерации в рамках обсуждения законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг."

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые сенаторы! Добрый день!

В соответствии с законом о Счетной палате мы представили заключение на рассматриваемый законопроект, которое у вас имеется в распоряжении.

Предметом нашего анализа были макроэкономические характеристики, которые положены в основу расчета бюджета, и традиционно расчеты доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Макроэкономика

Коротко остановлюсь на некоторых показателях.

Прежде всего, это:

- темпы экономического роста, оценка по которым увеличена с 0,6% до 2% по 2017 г.;

- прогноз динамики цен на нефть, который планируется ниже среднесложившегося за истекшие 5 месяцев на 12,2%;

- связанный с ним показатель курса рубля с укреплением на 4,9% против ранее заложенного показателя, но с перспективой его ослабления по сравнению с пятью месяцами предыдущего года на 10,7%.

Нам кажется, что представленные показатели маловероятны к исполнению, в том числе, и потому, что не подкреплены соответствующими обоснованиями.

Еще один показатель, который тоже влияет на темпы экономического роста, – это численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Действительно тот прогноз, который сейчас представлен, предполагает, что количество граждан, которые находятся за чертой ниже прожиточного минимума, будет снижено на 1 процентный пункт - с 13,9% до 12,9%. Но я хочу обратить внимание на другой показатель. За I квартал 2017 года количество граждан, находящихся за чертой бедности, составил 15% или 22 млн человек. Это больше, чем годовые показатели 2016 г. (19,8 млн человек).

В январе-мае реальные располагаемые доходы населения снизились на 0,8%. Это, конечно, существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было 4,8%. Но снижение реальных располагаемых доходов населения оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса, который тоже продолжает снижаться: за 5 месяцев - это 0,8%, а прогноз предполагает их увеличение в 2017 г. на 1,9%.

Доходы бюджета

            Они, безусловно, напрямую зависят от тех макропоказателей, которые заложены в расчеты. Обращу внимание только на три позиции:

1. Если курс и цена на нефть будут сохраняться в диапазонах, в которых они были в течение прошедших 5 месяцев, то, по самым грубым оценкам, нефтегазовые могут возрасти до120-130 млрд рублей. Это, безусловно, оценочные расчеты, но очень важно понимать, какое влияние в дальнейшем это будет оказывать на дефицит бюджета и остатки на счетах;

2. Законопроектом не предусмотрена корректировка поступлений дивидендов по акциям акционерных обществ. Цифра эта остается в сумме 483 млрд рублей. Мы в своем заключении отмечали, что есть риски неисполнения этого показателя на 205 млрд рублей, а сегодня мы уже оцениваем эти риски на сумму более чем 230 млрд рублей. А это соответственно недополученные доходы бюджета. И в этом смысле Министерство финансов справедливо страхуется от недопоступления этих доходов;

3. Законопроект предполагает страховку из Фонда национального благосостояния на цели сбалансированности бюджета в объеме до 200 млрд руб. Таким образом, общий совокупный предельный объем использования средств ФНБ оценивается в 868 млрд рублей. Хотя мы считаем, что с учетом текущего исполнения это использование малореалистично. Оно либо будет меньше, либо мы не будем прибегать к использованию ФНБ.

Расходы бюджета

Это естественно производная тех изменений, которые происходят в доходах. Но я хотела бы обратить внимание, что финансирование государственных программ увеличиваются на 1,2%. Самый большой прирост получает программа «Инновационное развитие и модернизация экономики» (на 2,8%). Но, к сожалению, представленные материалы не содержат влияние изменений расходов на показатели государственных программ.

            Антон Германович уже отметил, что расходы увеличиваются на 361,8 млрд рублей. Это, видимо, неконечная цифра, так как предполагаются осенние поправки в федеральный бюджет.

Но я хотела бы привлечь внимание сенаторов к тому, насколько эффективно уже использованы за 5 месяцев имеющиеся финансовые ресурсы бюджета 2017 года.

При этом я должна сказать, что 19 января 2017 года Председателем Правительства дано поручение всем главным распорядителям бюджетных средств о необходимости равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета. К сожалению, главные распорядители относятся к данному поручению весьма формально. На основе чего делается такой вывод? За 5 месяцев исполнение расходов в среднем составило 38,7%, по 63 министерствам и ведомствам ниже этой цифры, а по 11 - менее 20%. Лидеры: Росмолодежь, Минвостокразвития, Федеральное агентство по делам национальностей, Минтранс, Росавиция и другие.

            Расходы по госконтрактам на закупку товаров, работ и услуг для госнужд (открытая часть) составили 26,3%. Тоже, как видите, ниже среднего. Количество контрактов, заключенных за этот период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 9,9%, а цена увеличилась на 22,7%. При этом с 29,3% до 31,8% увеличилось количество закупок у единственного поставщика. И естественно в результате этого сократилась экономия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза.

Обращает на себя также внимание, к сожалению, по-прежнему низкое исполнение бюджета по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам регионам: 23,2% и 25,9%, соответственно.

Менее 25% исполнены расходы по 19 главным распорядителям, среди них: Минприроды - 0,1%, Росрыболовство - 5%, Росавтодор - 5,5% и т.д.

Важно иметь в виду, что в рамках межбюджетных трансфертов реализуются, в том числе, субсидии и иные межбюджетные трансферты на реализацию приоритетных проектов. Здесь исполнение составило лишь 14,5%.

Не осуществлялось исполнение расходов по 5 приоритетным проектам: «Моногорода», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Обеспечение своевременности оказания медицинской помощи гражданам с применением авиации», «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

В этой связи, уважаемая Валентина Ивановна, на это нужно обратить пристальное внимание и возможно включить порученческий пункт в соответствующее постановление Совета Федерации.

Источники финансирования дефицита бюджета

Дефицит, как вы знаете, сокращается на 30%. При этом не изменяется объем государственных внутренних заимствований, он составляет 1,7 трлн рублей, что в 1,7 раза превышает уровень 2016 года. Совокупный объем спроса на государственные ценные бумаги в январе-мае со стороны инвесторов превышает показатель 2016 года в 1,5 раза.

Мы отмечаем, что растет доля нерезидентов на рынке ОФЗ: с 26,9% на начало 2017 года до 30,4% на 1 мая текущего года, а с учетом нового размещения в июне, я думаю, что эта цифра будет еще выше. Это определенные риски, которые нужно учитывать.

Законопроект предполагает полное использование средств Резервного фонда и часть средств ФНБ. При внесении новых поправок в бюджет 2017 года следует дополнительно посмотреть предложенную конструкцию такого использования, поскольку прошло уже почти полгода, и мы видим, что средства фондов не используются. На дополнительные нефтегазовые доходы приобретается валюта.

В заключение я хочу сказать, что, когда мы будем править еще раз бюджет 2017 года, нам надо учесть эффективность использования тех ресурсов, которые предусмотрены и предусматриваются в бюджете 2017 г.

Спасибо.

Наверх