РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на пленарном заседании Госдумы с отчетом о работе Счетной палаты за 2017 год

Уважаемый Владислав Викторович, уважаемые депутаты Государственной думы!

В соответствии с Законом о Счетной палате сегодня я хотел бы представить Отчет о работе Счетной палаты за 2017 год. И прежде всего, позвольте мне поблагодарить руководство Счетной палаты и бывшего Председателя Татьяну Алексеевну Голикову за то, что я могу отчитываться о работе Счетной палаты с чувством удовлетворенности за достигнутые результаты.

В 2017 году Счетная палата успешно продолжила развиваться по тем направлениям, которые были определены как приоритетные руководством страны. Мы видим и количественные, и качественные изменения. Вместе с тем я остановлюсь и на проблемах, которые сохраняются.

Особое внимание в 2017 году Счетная палата уделяла:

·       контролю за исполнением указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

·       мониторингу и контролю за разработкой и реализацией приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

В 2017 году Счетной палатой проведено 319 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми был охвачен 4841 объект. Отмечу, что 47 из 319 мероприятий были проведены по постановлениям, предложениям и обращениям депутатов, в том числе Ваших, уважаемые депутаты. Это прямое исполнение прошлогоднего Постановления Госдумы по результатам Отчета Счетной Палаты за 2016 год. Я внимательно изучил это Постановление, и оно позволило Счетной палате в течение года увеличить свой вклад в работу Государственной Думы и расширить наше взаимодействие.

Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы составила 1 трлн 865 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем в 2016 году, в 3,5 раза больше, чем в 2015 году. Но сразу скажу, что 760 млрд руб. из этой суммы – это нарушения по учету в Роскосмосе, по результатам этих проверок открыты уголовные дела.

43,6% общего объема – это нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности; 32% - нарушения при формировании и исполнении бюджетов. Это, казалось бы, не столь существенные нарушения, тем не менее, мы будем это находить и исправлять, чтобы обеспечить достоверность всех документов, которыми пользуется Государственная Дума. Однако основной упор мы будем переносить на качественную оценку расходования средств, которая позволяет достичь конечного результата.

В ходе выполнения представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возвращено 18,8 млрд рублей. Сразу оговорюсь, что 13 млрд из них – это невыполнение условий Волгоградской областью по получению кредита. Также по итогам контрольного мероприятия Счетной палаты погашена задолженность ГК «Роскосмос» перед бюджетом в объеме 46,9 млрд. рублей.

Счетной палатой было направлено 374 представления и 63 предписания Счетной палаты, из которых по состоянию на отчетную дату были не выполнены полностью или выполнены не полностью 137 (131 представление и 6 предписаний). Пять предписаний Счетной палаты пока реализованы не в полном объеме – это по ряду министерств. Составлены протоколы об административных правонарушениях по не выполненным в срок предписаниям в отношении Росстандарта и ликвидационной комиссии Федерального космического агентства и ГК «Роскосмос».

В 2017 году инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения к административной ответственности привлечены 130 лиц, которые уплатили в доход государства штрафов на сумму 15,2 млн рублей. В том числе речь идет о замминистрах Минспорта, Минвостокразвития, Минпромторга. Мы будем расширять практику называния конкретных чиновников, которые допускали эти нарушения.

В правоохранительные органы по результатам проведенных контрольных мероприятий направлено 135 материалов. По итогам рассмотрения ими было внесено 222 представления должностным лицам.

По итогам надзорных проверок прокуратуры в следственные органы направлено 105 материалов, на основании которых следователями возбуждено 35 уголовных дел. По 84 материалам проведение проверок в настоящее время продолжается.

По итогам рассмотрения представлений и предписаний Счетной палаты в 2017 году было принято 593 нормативных правовых акта (НПА), в том числе: 19 федеральных законов, 3 акта Президента Российской Федерации, 59 НПА Правительства Российской Федерации и 512 ведомственных НПА.

Вообще Счетная палата все активнее участвует в нормотворческой деятельности. В 2017 году было рассмотрено более 2 260 проектов нормативных правовых актов, подготовлены 1 315 заключений.

Традиционно Счетная палата работает по самым фундаментальным материалам, как трехлетний бюджет, отчет за очередной год, в котором участвуют все комитеты Государственной Думы.

Особое внимание Счетной палаты было уделено исполнению майских указов Президента и выполнению стратегических целей нашей страны.

Начну с мер по повышению уровня оплаты отдельных работников. Мы видим здесь основное достижение в 2017 г. только по школьным учителям. Уже в начале этого года также отчитались о достижение этих показателей и по ученым и по квалифицированному медперсоналу. Но это в первом квартале отчитались, но по итогам года мы еще должны будем посмотреть, выполняются ли эти указы. В первом квартале, конечно, все сконцентрировали свои усилия на выполнении этих целей.

Тем не менее, не достигли целевого показателя по младшему медперсоналу, работникам дошкольного и среднего специального образования, по социальным работникам.

Но в то же время видим, что по некоторым категориям еще в 2017 году, как я сказал, вроде как не дотянули, но сейчас по итогам года посмотрим. Особенно это мы видим в связи с тем, что фонды оплаты труда не увеличились, поэтому к концу года мы должны будем точнее оценить выполнение этих указов.

Выполнены показатели по снижению смертности от различных болезней, снижению младенческой смертности, по доступу граждан к получению госуслуг по принципу “одного окна”. Это конечно существенно облегчило гражданам общение с государством.

Вместе с тем я хочу отметить и те показатели, которые не выполнены. И мы будем прямо говорить об этих примерах и предоставлять полную информацию Государственной Думе. При этом сегодня я, конечно, не делаю полный обзор, я просто говорю, что Счетная палата теперь в каждой проверке оценивает показатели работы госпрограмм. И здесь я хочу сразу отметить, что не выполнены показатели по производительности труда (всего 103,8% при целевом показателе 150%). Доля инвестиций в ВВП к 2017 году составила 21,9% при целевом показателе 27%. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей составила 21,7% в 2017 г. Целевой показатель – рост в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

В 2018 году Счетной палатой будет продолжена работа по контролю и анализу реализации майских указов Президента. Конечно, мы должны будем представить более системную и полную картину их выполнения. Здесь перед нами стоит большая задача и с Федеральным Собранием и с Правительством оценить выполнение Указа теперь уже 2018 года.

Начиная с 2014 года, Счетной палатой на постоянной основе проводится комплексный анализ всех госпрограмм на предмет сбалансированности целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов.

Должен отметить, что тут для анализа нам с Вами, коллеги, не хватает информации. На портале Минэкономразвития сегодня анализ выполнения госпрограмм только по трем кварталам 2017 года. Это нарушение сроков предоставления материалов по мониторингу выполнения показателей госпрограмм. То есть я бы это сравнил с самолетом, в котором не работают приборы. То есть мы примерно понимаем, где мы летим, на какой высоте примерно находимся, может, в окно что-то видно, но в общем этой информации недостаточно для того, чтобы пилоты могли принимать правильное решение по управлению самолетом. Так я сравниваю это с системой оценки выполнения показателей государственных программ.

Выборочный анализ, который мы сделали, показал, что не учтены или учтены не полностью стратегические документы и задачи госпрограмм.

Например, по стратегии малого и среднего бизнеса. В Стратегии развития малого и среднего бизнеса указано, что нам нужно увеличить до 2013 года в 2 раза долю малых и средних предприятий в ВВП (с 20 до 40 процентов). А соответствующей подпрограммой указан другой показатель, который нужно достигать, - до 42 единиц в расчете на 1 тыс. человек населения. Надо понимать, а как соотносятся эти два показателя? Они соответствуют друг другу или в общем нет?

Например, Стратегией инновационного развития предполагается увеличить долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году до 25% . Вместе с тем, в соответствующей госпрограмме данный показатель установлен на уровне 7,9%. А как вы знаете в последнем указе Президента долю таких предприятий, осуществляющих технологические инновации, нужно поднять до 50%.

Еще один пример – при внесении изменений в закон о бюджете Счетная палата констатировала, что по 19 подпрограммам изменения расходов составило больше 10% средств. Показатели тем не мене бюджета соответствующих госпрограмм не были предложены. То есть, деньги и результаты у нас никак не соотносятся в наших программах. Бюджет живет своей жизнью, а госпрограммы – своей.

По экспертной оценке Счетной палаты, 31 утвержденная госпрограмма (77,5 %) в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования. Аналогичное количество несоответствующих госпрограмм было установлено и по итогам 2016 года.

К сожалению, стало плохой привычкой, что в разных документах ставятся разные задачи, которые не соотносятся между собой, показатели не корректируются. Это подтверждает, что система стратегического планирования у нас сегодня не работает.

Учитывая амбициозность стоящих сегодня задач, мы должны исправить эту ситуацию. Счетная палата будет постоянно обращать внимание парламента, общества и президента на эту проблему.

Результаты аудита формирования и контроля за исполнением федерального бюджета я должен перечислить, тем не менее, те проблемы, которые системно остаются нашим фокусом.

Это недостаточная точность прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Мы на комитете уже обсуждали этот вопрос. Может быть, нам нужно будет к уточнению Бюджетного кодекса подойти.

Отсутствует полноценная приоритезация мероприятий госпрограмм.

Отсутствует комплексный анализ реализации указов Президента от 7 мая 2012 года. И здесь хочу сразу сказать, что нам нужно завершить все-таки анализ и предыдущего указа. Потому что чтобы поставить правильно свои задачи и причины невыполнения этих показателей нам, все-таки, нужно подвести итоги.

Недостаточное качество управления государственными финансами со стороны главных администраторов бюджетных средств.

Высокие объемы дебиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти и других участников бюджетного процесса – сохраняется на уровне 5,8 трлн по итогам прошлого года.

Включение в ФАИП объектов, не обеспеченных утвержденной проектной сметной документацией и другими необходимыми экспертизами.

Сохраняется большая долговая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации.

Это принципиальные, системные задачи, которые останутся в фокусе Счетной палаты на это время.

Должен сказать, что у нас остаются задачи по усилению контроля за достижением конечных результатов и комплексного мониторинга стратегических целей и то, что мы сейчас называем стратегическим аудитом. Наше законодательство уже учло эту терминологию.

В связи с этим встает серьезный вопрос о разработке более актуальной методологии управления госпрограммами и нацпроектами. Счетная палата должна также участвовать в уточнении подходов к управлению госпрограммами.

Речь не идет только о том, чтобы на всех уровнях совпадали показатели, как я уже сегодня продемонстрировал. Конечно, идет речь о том, чтобы они работали и поддерживали общую задачу и мотивацию всех министерств и ведомств, правильно помогали оценивать их работу.

В этом смысле я вижу большой резерв в будущем и в том числе в использовании современных технологий и методик, так называемой цифровизации и больших данных. Нам будет проще контролировать расходование больших средств по многим предприятиям и значительную часть рутинной работы мы должны передать машинному алгоритму. Больше будем внимания посвящать анализу того, насколько качественно потрачены деньги, привели ли они к росту качества жизни граждан. Соответственно, на эту тему нам нужно открыто общаться с гражданами, с парламентариями, соответственно, применять и дополнительные меры общественного контроля, что у Счетной палаты также с рядом общественных организаций имеется.

Выявление нарушений при расходовании бюджетных средств будет оставаться задачей Счетной палаты, но мы будем ориентироваться, как я сказал, на качественный показатель.

В завершение скажу о важном международном мероприятии, которое произойдет в 2019 году. Счетная палата готовится к проведению в Москве XXIII Конгресса ИНТОСАИ – это международная организация высших органов финансового контроля. С 2019 по 2022 год российская Счетная палата примет обязанности Президента ИНТОСАИ.

В качестве ключевой темы своего председательства Счетная палата России заявила тему стратегического аудита – роли высших органов финансового контроля в достижении национальных приоритетов и целей. В некотором смысле председательство в ИНТОСАИ – это признание важности этой темы. Наработка практик в этой сфере станет важнейшей задачей Счетной палаты в последующие годы. Тема стратегического аудита будет учитывать лучшие мировые практики, пройдет обсуждение лучших международных экспертов здесь, в Москве в следующем году. Этой темой мы будем заниматься серьезно.

Но и завершая, скажу, что Счетная палата, надеюсь, сможет внести серьезный вклад в достижение стратегических целей и выполнение государственных программ Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Наверх