РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на заседании Совета Федерации с отчетом о работе Счетной палаты за 2017 год

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!

Счетная палата очень строго подходит к оценке деятельности министерств и ведомств, учреждений, и, конечно, тоже готова сама отчитываться, и готова к ответу на вопросы.

И сегодня я хочу в первую очередь поблагодарить Татьяну Алексеевну Голикову, а также аудиторов и весь коллектив Счетной палаты за то, что могу с уверенностью и удовлетворением представить отчет за 2017 г.

В 2017 году Счетная палата продолжала развиваться по тем направлениям, которые определил Президент Российской Федерации, руководство страны, Государственная Дума, Совет Федерации. Особое внимание уделялось контролю за исполнением майских указов Президента Российской Федерации 2012 года, мониторингу и контролю за разработкой и реализацией приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

В 2017 году Счетной палатой проведено 319 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми был охвачен 4841 объект. Сумма выявленных нарушений составила 1 865 млрд. рублей. Это почти вдвое больше, чем в 2016 году, в 3,5 раза больше, чем в 2015 году.

43,6% общего объема – это нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности; 32% - нарушения при формировании и исполнении бюджетов.

Казалось бы, это не столь значительные нарушения. Они исправляются, как правило, в ходе проверок. Но именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что документация, отчетность наших министерств и ведомств и в целом отчет федерального бюджета является достоверным. Это серьезная каждодневная работа.

Но, вместе с тем, мы собирается основной упор нашей дальнейшей работы переносить на более качественное расходование средств, которое позволяет достигать максимальных результатов.

В ходе выполнения представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возвращено 18,862 млрд рублей, что на 10 миллиардов больше, чем в 2016 году. При этом львиная доля средств (15,5 млрд) – это, в основном, связано с выявленными нарушениями условий предоставления бюджетных кредитов регионам (Волгоградская область–13,7 млрд. рублей, Республика Хакасия – 1,2 млрд. рублей).

Счетной палатой было направлено 374 представления и 63 предписания. Определена административная ответственность в отношении Росстандарта и ликвидационной комиссии Федерального космического агентства и ГК «Роскосмос».

В 2017 году инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных нарушениях и привлечены к ответственности 130 лиц, которые уплатили в доход государства штрафов на сумму 15 млн рублей. В том числе речь идет о таких чиновниках, как замминистра Минспорта, Минвостокразвития, Минпромторга и других федеральных органов.

В правоохранительные органы по результатам проведенных контрольных мероприятий направлено 135 материалов. По ним было внесено 222 представления должностным лицам. По итогам надзорных проверок прокуратуры в следственные органы направлено 105 материалов, возбуждено 35 уголовных дел.

По итогам рассмотрения представлений и предписаний Счетной палаты было принято 593 нормативных правовых акта, в том числе: 19 федеральных законов, 3 акта Президента, 59 актов Правительства и 512 ведомственных нормативных правовых актов.

Счетная палата расширяет свое участие в законотворческой деятельности, участие в экспертизе законопроектов. В прошлом году было рассмотрено 2 260 нормативных правовых актов, подготовлены 1 315 заключений. Это на треть больше, чем в предшествовавшем году.

И, конечно, главная нагрузка и участие Счетной палаты связано с проектом трехлетнего бюджета, отчетом по исполнению бюджета за предыдущий год, ежеквартальными оперативными отчетами.

Но я бы обратил внимание сегодня в ходе отчета и на выполнение стратегических целей, которые оценивает Счетная палата.

Сегодня я не буду давать всю картину выполнения майского указа 2012 года, мы над этим работаем. Все равно я считаю, независимо от того, что новый указ уже есть, нам нужно подвести итоги, как мы работали в предыдущий период. От каких ошибок нам нужно избавиться.

Напомню, что наиболее таким известным, на слуху, решением, или стратегической целью указа было повышение зарплат. Мы видим, что достижение целевого показателя было обеспечено только по школьным преподавателям. Не достигли целевого показателя по младшему медперсоналу, работникам дошкольного и среднего специального образования, социальным работникам.

В начале 2018 года, за первый квартал, отчитались, как бы вышли на плановый показатель, в том числе и по преподавателям вузов, научным работникам, квалифицированным врачам. Но первый квартал прошел, а нам нужно обеспечивать этот показатель в течение всего года, мы должны будем оценить по итогам года, что у нас и с преподавателями вузов, и с научными работниками, и с квалифицированными врачами.

Я уже отмечал, что не все показатели выполнялись. Я не буду перечислять все, что выполнено. Выполнены многие стратегически важные показатели, на которые была нацелена работа исполнительных органов власти, но обращу внимание, что не были выполнены ряд стратегических задач.

Допустим, темп роста производительности труда не выполнен. Планировалось 150% за 6 лет, а получилось 103,8 %. То есть производительность труда практически за весь период незначительно возросла. Доля инвестиций в ВВП в 2017 году составила 21,9 %, в то время как по показателям указа 27 % требовалось добиться. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей составила в 2017 году 21,7 %, в то время как этот показатель должен был быть больше 25%. Очень сильно, хорошо продвинулись в рейтинге Doing Business, аж до 35 места, но планировалось 20-е. Высокопроизводительных рабочих мест планировалось создать 25 млн, добились только 16 млн. При этом сама методика расчетов серьезно менялась.

Счетная палата будет скрупулёзно оценивать результаты деятельности министерств и ведомств, достижение стратегических целей, что соответствует Закону о Счетной палате. Поэтому будем давать полную картину того, как выполняются стратегические цели, поставленные Президентом.

Мы продолжаем эту работу.

И еще один такой серьезный вопрос в нашей работе – это оценка стратегических целей и госпрограмм.

Если мы посмотрим уровни целей, целеполагание, те индикаторы которых поставлены в стратегических документах, мы сразу видим, что во многих случаях в госпрограммах они занижены, они не соответствуют уровню стратегического планирования. Не полностью учтены цели в госпрограммах, которые поставлены указами.

Приведу пример.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года стратегическим ориентиром по малому и среднему бизнесу является увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП с 20 до 40%. А соответствующей подпрограммой установлен другой показатель - увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса до 42 единиц в расчете на 1 тыс. человек населения к 2020 году. И нужно гадать, это соответствует тому темпу перехода и выполнения стратегической цели, или нет.

Или, например, увеличение доли организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций. К 2020 году была цель 25%. Вместе с тем, в соответствующей подпрограмме был установлен показатель 7,9%. Напомню, что в новом указе Президент этот показатель поставил к 2024 году на уровень 50%. То есть нам нужно сделать, по сути, прорыв, серьезный скачок.

Я мог бы приводить дополнительные примеры, но вот только сегодня вы рассматривали изменения в бюджеты 2018 г. Например, по 19 подпрограммам в ходе этих поправок расходы увеличились больше чем на 10% , а показатели этих подпрограмм не меняются. То есть получается, что прибавка 10% не влияет на улучшение достижения этих показателей. Вот на такие вещи мы будем обращать внимание, и совместно с Правительством и комитетами Думы и Совета Федерации будем конечно работать над тем, чтобы у нас уровень стратегического планирования соответствовал вызовам, которые стоят сегодня перед нашей страной.

Я только еще раз подчеркну, что 31 утвержденная госпрограмма не соответствуют в той или иной мере стратегическим показателям, которые установлены в Указе и других стратегических документах. Но мы, как я уже сказал, будем уточнять эту ситуацию.

Я просто перечислю явные, встречающиеся из года в год, недостатки, которые мы встречаем в наших проверках:

•        недостаточная точность прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета;

•        отсутствие полноценной приоритезации мероприятий государственных программ;

•        отсутствие комплексного анализа реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

•        недостаточное качество управления государственными финансами со стороны главных администраторов бюджетных средств (очень разное качество управления финансами в министерствах и ведомствах);

•        высокие объемы дебиторской задолженности федеральных органов власти, она достигла 5,8 трлн рублей;

•        включение в ФАИП объектов, которые не готовы к началу строительства (без проектной сметной документации, без положительной экспертизы). Это задерживает реализацию этих проектов и использование ресурсов, которые заложены;

•        долговая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2017 г. достигла критической величины.

Я здесь напомню, что на 1 января 2018 года долг регионов составил 2 трлн 315 млрд рублей. Хорошо, что за пять месяцев 2018 года он снизился на 146 млрд рублей и уже поменьше составляет, но в 23 субъектах продолжал расти долг. Более чем на 15% он рос в Республике Дагестан (там даже 30%), Республике Ингушетия, Приморском крае, Республике Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Магаданской области, Республике Калмыкия. Там идет рост долга, и Счетная палата будет вместе с Советом Федерации внимательно относиться к этому вопросу, к причинам, почему растет долг, что с полномочиями, финансовым обеспечением полномочий. Мы дадим свои предложения Совету Федерации, как дальше работать в рамках межбюджетных отношений и повышать эффективность работы самих субъектов Российской Федерации.

В этой связи хочу сказать, что Счетная палата будет продолжать работу с КСО регионов. Мы предполагаем наращивать методическую, консультативную, любую другую помощь для повышения качества работы контрольно-счетных органов. У нас сейчас совершенствуются информационные каналы связи, взаимообмен информацией, помощь друг другу в проверках по тем вопросам, которые затрагиваются федеральными органами в субъектах или наоборот.

В 2017 году Счетная палата впервые стала давать заключения о соответствии кандидатур на должность председателя КСО субъекта Российской Федерации требованиям соответствующего закона. Это полномочие реализуется по обращениям законодательных органов субъектов Российской Федерации. В 2017 году было 7 таких заключений по руководителям КСО. В 2018 году уже 4 дано заключения. И, я думаю, мы продолжим эту работу.

Мы также проводим такую работу, как совместные проверки с КСО регионов. В 2017 году проведено 18 таких проверок, в этом году планируются уже 22.

Например, в 2017 года проведена проверка полноты, своевременности и эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на охрану лесов от пожаров в рамках госпрограммы «Развитие лесного хозяйства». Также было проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу реализации мероприятий по охране лесов от пожаров в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года».

Контрольное мероприятие проведено совместно с контрольно-счетными органами 9 субъектов Российской Федерации. А в рамках экспертно-аналитического мероприятия проанализирована информация, представленная 84 субъектами Российской Федерации.

Например, было установлено, что в 2015 году не был достигнут ни один из 4 показателей госпрограммы «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы», а в 2016 году не достигнуто 3 показателя из этой программы. Мы должны выявлять дальше, почему и что в этих условиях требуется делать. Мы эту работу продолжим.

За последние годы Счетная палата уже повысила качество работы, но мы хотим новых подходов, прежде всего связанных со стратегическим аудитом, под которым мы понимаем оценку достижимости стратегических целей страны, не только количественных, но и качественных изменений.

В связи с этим встает серьезный вопрос о разработке более актуальной методологии управления госпрограммами и нацпроектами. Но вопрос не только в том, чтобы показатели во всех стратегических документах совпадали, но и чтобы они работали друг на друга, на ожидаемый результат.

В этом смысле я вижу большой резерв в большем использовании современных технологий и методик. Будем добиваться большей открытости данных министерств и ведомств. Это позволит лучше оценивать результаты их работы.

Больше внимания будем посвящать анализу того, насколько качественно потрачены деньги, привели ли они к росту качества жизни граждан. Для этого будем тесно и открыто вести диалог с гражданами, использовать различные механизмы общественного контроля.

В завершение скажу о важном международном мероприятии, которое Счетная палата проведет в 2019 году: в Москве пройдет XXIII Конгресс ИНТОСАИ – это международная организация высших органов финансового контроля. С 2019 по 2022 год Россия будет председательствовать в этой организации.

В качестве ключевой темы своего председательства Счетная палата России заявила тему стратегического аудита – роли высших органов финансового контроля в достижении национальных приоритетов и целей. Наработка практик в этой сфере станет важнейшей задачей Счетной палаты в 2018 и последующие годы. Тема стратегического аудита будет учитывать лучшие мировые практики, пройдет обсуждение лучших международных экспертов. Наше председательство будет работать на нас, на улучшение качества нашего стратегического аудита. Рассчитываем на Ваше сотрудничество. Спасибо за внимание!

Наверх