РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты А.Л.Кудрина на Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Уважаемые сенаторы, добрый день!

Счетная палата представляет наиболее важные замечания к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Я скажу об основных моментах. При этом, мы уже имели поправки второго чтения. По прогнозу я немного добавлю к тому, что сказала Елена Алексеевна и Татьяна Геннадьевна.

Несмотря на то, что цена на нефть повышена существенно в прогнозе - до 69,6 доллара США за баррель, прогноз по росту снижается - с 2,1% до 1,8%. Мы думаем, будет еще ниже: где-то в районе 1,6%. Тем самым, несмотря на улучшение внешнеэкономических условий, сейчас экономика уже не реагирует на это, и тенденцию снижения темпов мы не можем предотвратить.

По инфляции прогноз увеличен до 3,4%. Мы думаем, что он будет выше - ближе к 4%.

Прогноз по реальным доходам в этом году впервые после четырёхлетнего снижения показан 3,4%, но с учетом того, что за 10 месяцев рост составил только 1,6%, а последние два месяца реальные доходы падали, к концу года мы ожидаем, что он опять будет около нуля. То есть пока реальные доходы нашего населения не вырастут должным образом.

Как было сказано, расходы бюджета по проекту увеличатся на 218 млрд руб., но с учетом полномочий Правительства по перераспределению остатков, которые еще дадут 637 млрд руб., общие расходы на конец года увеличатся на 855 млрд руб. Тем самым ожидаемое исполнение составит 17 трлн 447 млрд руб.

Было уже сказано, по каким направлениям будут увеличены расходы. Но хочу сказать, что все корректировки нацпрограмм, подпрограмм и приоритетных проектов в сторону увеличения и уменьшения, не затрагивают изменения показателей контрольных точек. То есть у нас бюджет живет своей жизнью, а показатели выполнения программных целей – своей. И вот мы, как Счетная палата, будем дополнять анализ, который будет представляться здесь (в Госдуме и Совете Федерации) такого рода связками. Мы это начнем позже, сейчас готовимся к этому, и, в том числе, новые аудиторы будут этим заниматься. И мы хотим, в конечном счете, все время показывать увязку расходов и тех целей и программных задач, которые запланированы.

В рамках исполнению хочу еще раз подчеркнуть, что на 1 ноября не проведены вообще расходы по 8 подпрограммам: по безопасности труда, возобновляемым источникам энергии, инвестпроектам в Байкальском регионе, созданию медицинского кластера Кавказских Минеральных Вод, развитию судоходства в Арктике и другим. Не было расходов и по ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы».

В целом по всем этим программам суммы, по которым не начаты расходы, не такие уж и большие – в пределах 10 млрд руб. Но по ним есть 26 показателей, а в январе – октябре 2018 года запланировано 12 контрольных событий. Мы предполагаем, что Правительство идет на выполнение этих контрольных точек, но без финансирования. Это можно только приветствовать, если, конечно, это будет выполнено.

Также законопроект увеличивает бюджетные ассигнования по 8 приоритетным проектам. При этом за 10 месяцев на реализацию приоритетных проектов направлено только 59,8% средств, запланированных на этот год. Это ниже, чем средние расходы по бюджету.

Меньше чем на 40% исполнены расходы по 8 приоритетным проектам (по 5 из них заказчик – Минэкономразвития, по 1 - Минобрнауки). Среди них есть достаточно чувствительные социально-значимые направления:

«Доступное дополнительное образование для детей» – здесь исполнено только 30% расходов;

«Формирование комфортной городской среды» – 32%;

«Развитие моногородов» – 27%;

«Повышение производительности труда и поддержка занятости» – 19%.

Мы провели только выборочный мониторинг, мы затем будем давать вам все более полную картину по всем ключевым программам и проектам.

В законопроекте уменьшается федеральная адресная инвестиционная программа на 44 млрд руб. При этом мы все время обращаем внимание, что утверждение ФАИП без необходимых документов (проектно-сметной документации, положительных экспертиз) будет приводить к тому, что программа не будет исполняться до конца года. И вот в этих изменения у нас все равно есть ряд объектов, которые по-прежнему заблокированы. Сегодня у нас заблокированы даже в утверждаемой после изменения программе расходы на 8 млрд руб. В целом исполнение ФАИП на 1 ноября составило 56,7%. Даже при том, что все основные работы закрываются в конце года, мы считаем это низким показателем.

Напомню, что по 2017 году у нас 30% строек не было введено своевременно, примерно 130 объектов. И только в первом полугодии этого года было введено 35 из них. То есть у нас идет наращивание незавершенного производства по сравнению с запланированными сроками.

По оценке Счетной палаты, с учетом некоторых перевыполненных доходов и неточностей в прогнозировании доходов, в целом все плюсы и минусы покрывают себя, и прогноз будет исполнен.

Единственное, что хочу еще добавить. Здесь правильно Татьяна Геннадьевна сказала про источники. Это важный момент. С учетом изменений сальдо чистых заимствований на конец года прогнозируются в районе 660 млрд руб., а на следующий год - 1 трлн 700 млрд руб. Мы должны учитывать, что мы слишком серьезно в бюджете следующего года наращиваем заимствования. Поэтому я, конечно, поддерживаю те шаги, которые были приняты на уменьшение займов, но и в следующем году в ходе исполнения нам видимо придется уменьшать. Потому что такой взрывной рост отразится на рынке заимствований и процентных ставках.

Наверх